Внеклассные занятия по программе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» углубляют и расширяют знания обучающихся, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись с тем или иным явлением, ребенок постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.
Программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» разработана для обучающихся 13-14 лет. Особенностью работы является изучение практического применения знаний, их связи с наукой и техникой, истории возникновения и развития научных представлений. На занятиях обучающиеся должны убедиться в том, что использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности, что основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий. Занятия предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу, вносят элементы исследования в их работу. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.
Сведения, полученные на занятиях, позволяют обучающемуся дополнять в ответы ребят, приводить интересные примеры или выполнять опыты. Пособия, изготовленные детьми на занятиях, следует демонстрировать на занятиях выставках, конкурсах. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность , настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Работая, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор детей, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения обучающиеся получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у обучающихся экспериментальных умений, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.
Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит обучающемуся либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство обучающихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира обучающихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Работа полезна не только для обучающихся, но и для учителя: она помогает лучше узнать своих обучающихся, развивает организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, выявить среди них одаренных детей, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса, творчески работать над собой.
Нормативно-правовое обеспечение программы
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
-
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
-
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
-
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
-
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
-
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
-
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
-
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
-
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;